Unify.RU
О компанииРешенияПродуктыДемо

BPM в действии: видео-демонстрация

Демонстрируется автоматизация условного бизнес-процесса «Заказ автотранспорта». Цель демонстрации — показать как «с чистого листа» средствами Unify NXJ разрабатывается схема бизнес процесса и интерфейсные формы к шагам бизнес-процесса и как BPM-система выглядит с точки зрения пользователя.

Видеоролики

  1. Моделирование схемы бизнес-процесса: 1.9МБ, 5мин 21сек.

    При помощи графического дизайнера Unify NXJ ActiveWorkflow создаем шаблон бизнес-процесса. Определяем:

    • Activity — шаги бизнес-процесса
    • Swimlane — исполнители (пользователи или ролевые группы)
    • Status — переходы между шагами бизнес-процесса

  2. Операнды и автоматически генерируемые экранные формы: 2.4МБ, 5мин 37сек.

    Завершаем моделирование бизнес-процесса. Определяем:

    • Operand — атрибуты бизнес-процесса

    Для каждого шага бизнес-процесса определяем какие атрибуты должны появляться в виде полей на экранной форме, служащей интерфейсом пользователя к данному шагу. Определяем тип доступа к полям: для чтения, для чтения-записи, обязательное для заполнения.

  3. Регистрация пользователей и групп: 3.4МБ, 2мин. 28сек.

    Этот ролик демонстрирует не разработку, а использование готового приложения, которое вы можете установить на свой компьютер и использовать как для ввода новых пользователей и групп, так и в качестве примера работы с Unify NXJ.

    В демонстрации приведен пример авторизации через базу данных REPOSITORY в СУБД SQLBase, которая устанавливается по умолчанию вместе с NXJ. (Альтернативно для авторизации можно использовать Microsoft Active Directory, LDAP или собственную базу данных.)

  4. Исполнение бизнес-процесса с автоматическими формами: 6.9МБ, 4мин 47сек.

    Демонстрируем работу «движка» BPM:

    • загружаем разработанный шаблон на сервер
    • предоставляем доступ к нему пользователю
    • запускаем экземпляр бизнес-процесса
    • наблюдаем назначение заданий разным пользователям
    • доводим экземпляр бизнес-процесса до завершения

  5. Разработка экранных форм к шагам бизнес-процесса: 6.8МБ, 10мин 25сек.

    От автоматически сгенерированных экранных форм переходим к их разработке средствами Unify NXJ ActiveForms:

    • создаем новый проект
    • импортируем в него разработанный шаблон
    • при помощи мастера создаем заготовки экранных форм к двум шагам процесса
    • редактируем их визуальными средствами
    • подключаем разработанные формы к шаблону бизнес-процесса
    • компилируем проект и инсталлируем его на сервер

  6. Исполнение бизнес-процесса с разработанными формами: 2.8МБ, 1мин 49сек.

    Демонстрируем работу «движка» BPM с инсталлированным проектом:

    • предоставляем пользователю доступ к шаблону из проекта NXJ
    • запускаем экземпляр бизнес-процесса и доводим его до завершения

  7. Кастомизация экранных форм: 1.7МБ, 3мин 34сек.

    Облагораживаем внешний вид экранных форм:

    • создаем заголовок форм
    • убираем дефолтные панель инструментов (toolbar) и «подвал» (footer)
    • редактируем стилевой файл
    • запускаем экземпляр бизнес-процесса и доводим его до завершения

  8. Обращение к внешней базе данных из экранных форм: 5.8МБ, 9мин 59сек.

    Интегрируем бизнес-процесс с внешней базой данных, содержащей таблицы автотранспортных средств и водителей:

    • создаем JDBC-соединение с базой данных под управлением MySQL
    • создаем формы для двух таблиц, через которые будет осуществляться выбор
    • подключаем формы выбора к соответствующим полям форм шагов бизнес-процесса
    • запускаем экземпляр бизнес-процесса и доводим его до завершения, по ходу выбирая из базы автомобиль и водителя

Все видеоролики в одном zip-архиве: 25МБ

Описание бизнес-процесса

Внутренний бизнес-процесс «Заказ автотранспорта» можно найти во многих средних и практически во всех крупных организациях. Сотрудники пишут служебные записки, обосновывая необходимость поездки, например, в налоговую инспекцию или в аэропорт. Канцелярия или секретариат их рассматривают, диспетчер гаража выделяет машину, в спорных случаях вопрос выносится на рассмотрение руководства. Автотранспорт может быть собственным, предоставляться сторонней обслуживающей организацией, или возможна комбинация того и другого.

Данный бизнес-процесс может являться подходящим кандидатом для пилотного проекта BPM. С одной стороны, он несложен, так что пилотный проект не затянется. С другой стороны, он представляет определенный практический интерес, поскольку в нем участвуют различные службы, и борьба и споры по поводу выделения или невыделения автотранспорта в жизни случаются. Для целей демонстрации схема бизнес-процесса была максимально упрощена, тем не менее в ней присутствуют основные моменты «настоящей» схемы, и при желании ее можно использовать в качестве отправной точки.

В демонстрации пользователи взаимодействуют с бизнес-процессом через специализированный портал, поставляемый в составе Unify NXJ ActiveWorkflow. Это самый простой способ, не требующий программирования. Этот портал можно кастомизировать — например, добавить в него свой логотип, расширить-сократить меню. Можно также разработать собственное веб-приложение для запуска экземпляров бизнес-процесса и вывода списка назначенных пользователю заданий и интегрировать его в корпоративный портал. Подходящий инструмент для этого — Unify NXJ ActiveForms, и такой вариант предпочитителен, когда BPM начинает интенсивно эксплуатироваться.

Схема бизнес-процесса

Пояснения к элементам, использованным в данной схеме:

Start: точка запуска бизнес-процесса. На схеме должна быть ровно одна точка запуска и из нее должна выходить ровно одна стрелка. С точкой запуска, как и с последующими шагами бизнес-процесса, ассоциируется интерфейсная форма.
Stop: точка останова бизнес-процесса. На схеме может быть одна или несколько точек останова. Если в процессе, в результате прохождения точки ветвления, на одной ветке есть активные шаги, а в это время по другой ветке процесс достиг точки останова, то такие шаги принудительно завершаются.
Activity: шаг бизнес-процесса. С точки зрения пользовательского интерфейса шаг соответствует заданию, назначенному пользователю к исполнению.
Swimlane: исполнитель или рабочая группа. Служит для наглядного отображения того, кому поручено то или иное задания. Шаг процесса может находиться и вне swimlane, например если он выполняется автоматически внешней программой.
Status: переход между шагами бизнес-процесса. В Пользовательском интерфейсе переход соответствует кнопке на форме, надпись на кнопке обычно совпадает с названием статуса на схеме.
Split: точка ветвления. После прохождения этой точки последующие шаги начинают исполняться параллельно, т.е. пользователи получают одновременно несколько заданий.
And: логическое «И». В этой точке процесс ожидает выполнения всех входящих в него шагов. (Существует также логическое «ИЛИ».)

Комментарии к шагам бизнес-процесса:

Запуск

Сотрудник, имеющий полномочия заказывать автотранспорт (обычно это менеджер среднего или высшего звена, секретарь, помощник или референт), через веб-форму вводит то, что обычно он указывает в служебной записке: как минимум, цель поездки, маршрут, время, пассажиры.

Рассмотрение заявки

Канцелярия (секретариат) рассматривает поступившую заявку и решает удовлетворять ее или нет. (Вариант: в случае отрицательного заключения вопрос окончательно решается руководителем.)

Машина не выделена

Общее правило: бизнес-процесс в конце должен вернуться к тому, с кого он начался. Прежде чем бизнес-процесс завершится, заказчик должен быть поставлен в известность, в данном случае, о том, что ему отказано. Исполнитель этого шага на схеме (в заголовке swimlane) — «@Process Invoker». Такая нотация означает, что исполнитель должен браться из значения операнда «Process Invoker», которое, в свою очередь, заполняется автоматически при запуске экземпляра бизнес-процесса.

Планирование маршрута

Получив заявку от канцелярии, диспетчер пытается вписать ее в планируемое расписание. Если ему это удается, он указывает машину и водителя, если нет — возвращает заявку обратно в канцелярию.

Выполнение рейса

Сделав рейс, водитель делает отметку. (Вариант: за него это делает диспетчер.)

Машина выделена

Заказчик, со своей стороны, также делает отметку о том, что рейс сделан. (Вариант: оценивая при этом качество выполненной работы.)

О компании | Решения | Продукты | Демо | Скачать | Купить | Партнерам | вузам | Карта сайта